Есть, чтобы жить: как еда используется в играх

Статьи

От жизни нет спасения. Даже в играх мы сталкиваемся с тем, что могучие герои и армии нуждаются в провизии так же, как и простые фермеры или беззаботные симы. Еда в играх присутствует потому, что это важный элемент любой реальности: даже вымышленный мир без еды покажется странным. Намеки на еду есть почти в каждой игре: это и предметы инвентаря, и детали окружения, и упоминания в сюжете, и вид ресурсов.

Однако игры всегда были пространством для экспериментов, поэтому еда и ее приготовление стали дополнительными вызовами, а иногда и важными деталями геймплея. Спросите любого геймера, и он без труда назовет пару запоминающихся примеров еды/напитков в связанных играх или квестах. У многих также есть история о том, как игровой мир заставляет забыть о голоде.

Итак, давайте посмотрим, как и почему разработчики используют тему еды в играх, в основном в игровой механике.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Здоровое питание

Самая очевидная игровая механика — это питание как средство воздействия на вашего персонажа. Вы можете найти более сотни игр, где еда улучшает здоровье, выносливость или ману. В других играх определенные блюда или ингредиенты связаны с бонусами: они временно повышают параметры (меткость, защиту, харизму и т д.) или придают необычные свойства, в том числе мешающие игроку. Примером последнего является кивание головой и двоение в глазах от алкоголя.

Также стоит отметить, что еда в этом качестве может быть лишь одним из средств наряду с аптечками и амулетами, а может стать частью дополнительного вызова (голод/жажда). В большинстве игр у героя заканчивается еда. Но если вам нужно сосредоточиться на выживании, чтобы пополнить шкалу сытости, вам нужно будет добывать провизию с определенными трудностями.

Вероятно, первое появление еды в видеоиграх связано с бонусным символом, который был позаимствован у игровых автоматов казино. В 1980 году Pac-Man представила вишни, бананы, апельсины, дыни и клубнику, чтобы заработать большие очки. Эту механику разработали создатели Super Mario Bros. (1985 год), только там они должны были есть грибы (что логично, ведь все происходит в Грибном королевстве). Оранжевый гриб увеличил размер Марио, а зеленый дал ему дополнительную жизнь. В 1993 году Nintendo выпустила Kirby’s Adventure, платформер, в котором основное внимание уделялось поглощению врагов для получения их способностей.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Но привычный вид бутылочек с зельями одним из первых применил Сигэру Миямото вZelda II: Приключения Линка (1987). Но многие пользователи ПК помнят больше Принц Персии (1989) — Уже в первой части можно было встретить большие и маленькие баночки, восстанавливающие здоровье (красные пары), ядовитые (синие) или с неожиданностью (зеленые). Что касается сюрпризов, то в одних случаях это были бонусы (дальние прыжки, эффект парашюта при падении), а в других — простой троллинг создателя (например, смена экрана).

Современные игры не ленятся добавлять в свой мир больше видов закусок и напитков, включая алкоголь простая диета вСТАЛКЕР: водка, тушенка, хлеб, колбаса последовательно Биошок шоколад, кофе, вино и сигареты повсюду, а на космической станции вПлотина до 30 видов еды и алкоголя (включая квест на чудо-помидор и черную икру в квартире директора). Много закусок и напитков, особенно алкоголя, на играх Мастеркроме того, есть квесты, где вам предстоит выследить пьяного вампира, напоить других, напоить NPC и решить кучу проблем с виноделами в Боклере.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Иногда вспоминают отдельные блюда, подчеркивая эстетику окружения. Отличительными чертами являются скума, сладкая булочка и сырные головки Скайрим (Есть также овощи, жареное мясо, супы) вБесчестье, конечно же, промышленные консервы: заливные угри Пратчетта, соленая минога, консервы из китового мяса. Но вБог бывший соевая пища кратко упоминается, но в серии Падать из-за своей уникальности запоминается почти все: игуаны на палочке, дутое мясо, коробки с довоенной лапшой, вяленое мясо, самогон и, без сомнения, ядер-кола. Грубо, но атмосферно, выглядит как «меню» вПривязка Исаака— Кислое молоко, корм для собак, сырая печень, грустный лук, кубик сала, различные бобы и грибы, испорченное мясо и другие предметы, дающие очки жизни или бонусы.

В то же время многие отмечают, что питание как способ быстрого выздоровления представляется сомнительным, хотя Ницше одобрил бы идею влияния блюд на психические характеристики (он считал, что питание основано на химии и эстетике, которые тонко воздействуют на менталитет людей). Однако есть и реалистичные решения: например, вДолгая темнота если он не голоден несколько дней подряд, у него повышается выносливость (количество груза, которое можно нести без штрафа за скорость).

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Еда — лучший подарок

Поскольку есть мир со множеством предметов и герой с ячейками инвентаря, то предлагается второй тип манипуляций с едой. Определенный продукт/блюдо становится ценным предметом для обмена или подарка. Очень часто эта еда — просто добыча, дешевый хлам, который можно отдать продавцу за наличные. Однако в других случаях то или иное блюдо/напиток/ингредиент становится объектом квеста: его нужно добыть, создать и пронести для выполнения задания. В таких случаях поиск ингредиентов превращается в необходимость открывать и обыскивать все дальние земли (как, например, в Zelda).

Еда также позволяет вам задобрить кого-то, повысив свой рейтинг у NPC. И здесь есть вариации. В некоторых играх обмен едой или водой является актом дружбы по умолчанию, который увеличивает карму персонажа или согласие. Другие выбирают более сложный маршрут, создавая карту предпочтений для каждого крупного NPC вЭпоха драконов: Истоки определенные виды еды могут значительно повысить уровень уверенности члена группы. И вМое время в Портии вам нужно не только готовить, но и заранее, в диалогах, узнавать любимые блюда жителей города. Нелюбимый подарок не улучшит отношения.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Часто сбор определенных продуктов привязан к достижению, например, вПутешествующий дух вы будете вознаграждены как за открытие всех блюд, так и за то, что попробуете каждое из них. Настойчивые призывы попробовать уличную еду иСпящие собаки— тут список краток: баоцзы, тарелка лапши, два вида шашлыка и еще четыре вида уличной еды, плюс зеленый чай и энергетические напитки. Мы попробовали все 10, и теперь вы «гурман» (энтузиаст) вАлан Уэйк можно попробовать найти 25 термосов с кофе из 100; это даст вам достижение «Чертовски хорошая чашка кофе», относящееся к сериалу «Твин Пикс».

Еще одна вариация этой механики: еда как Макгаффин. Макгаффины в фильмах — это объекты, позволяющие двигать сюжет, хотя сами по себе они не несут никакого смысла. Вы, наверное, уже поняли, где увидели это: «Торт — ложь». Непонятно, почему вПортал он очень привлекает игроков, но отлично справляется со своей задачей. Торт — невозможная цель, однако игроку придется научиться этому на собственном опыте. Рецепт его приготовления даже упоминается, хотя я бы не стал ему следовать (в нем перечислены несъедобные вещи).

Иногда блюда становятся пасхальными яйцами, визитной карточкой сериала. Например, свиток с конфетами появлялся в разговорах и квестах The Elder Scrolls еще с первой игры. Такую же роль Ядер-Кола и ее колпачки играют в серии Fallout, мороженое с морской солью вKingdom Hearts (из второй части). Некоторые блюда становятся культовыми просто потому, что появились в игре великого Кодзимы (Хидео Кодзимы): так произошло с Neo Kobe Pizza изВор. Вообще почти все игры, строящие большие и детализированные миры, рано или поздно обзаводятся полным списком узнаваемых блюд, вроде бананового хлеба и горячего яблочного сидра вМир Warcraft.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Непростое искусство приготовления пищи

Кулинария — сложный процесс со своими проблемами, поэтому со временем появились мини-игры, имитирующие приготовление пищи. Сначала они позаимствовали простую технику крафта (соединение пары предметов), но затем обратили внимание на более реалистичные детали. Обычно речь идет о тайм-менеджменте (не пережарить, не перефаршировать), соблюдении дозировок и соотношений, ловкости или повторении задач (стейк перевернуть, салат нарезать).

Многие игры по крафту, сельскому хозяйству или строительству баз предлагают расширить свой рацион: от яичницы-болтуньи, овсянки и вяленой рыбы до жареного картофеля, онигири или серфинга и дерна. Подобные вещи легко найти в десятках игр: вДолина звездной росы, Кислород не включен, криогенная капля, Мое время в Портии, Красный мертвый искупление 2 и конечно в сериале Симс.

Также довольно часто игрока побуждают находить новые блюда путем рассуждений, проб и ошибок, с обычной несъедобной пищей или легким ущербом для здоровья. В этом случае всегда есть проблема: некоторые варианты интуитивно понятны (рис + креветки = паэлья), а другие серьезно запутывают (мука + помидор + лук + молоко = бутерброд рыбака). Простые и веселые рецептыБожественность: первородный грех— соединив картошку и молоток, получается брага, а смешав «обед» (жареную рыбу/мясо) с томатным соусом или кружкой пива, открывается эльфийская или гномья похлебка.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Расширив список действий и рецептов, разработчики наконец приступили к созданию игр, непосредственно посвященных кулинарии. Так, в Fast Food Panic (Nintendo Wii, 2010) и Cooking Dash (2016) вам предстоит научиться многозадачности работника ресторана: принимать заказы, готовить, вовремя переворачивая отбивные, собирать сложные блюда, считать клиентов. Геймплей похож на серию Пережаренный!предлагаю кооператив. Готовить на двоих очень весело. Вы должны совмещать управление с приготовлением пищи в Cook, Serve, Delicious! (2012).

В Cooking Mama (2006) можно увидеть много мини-игр, представляющих продукты, но разработки виртуальной реальности (такие как Cooking Simulator VR), безусловно, являются наиболее многообещающими. Кухня выглядит отличноБригада боевых поваров (2017), где тоже есть сюжет. Есть и простые игры для смартфонов, где достаточно выучить пару операций и внимательно слушать клиентов, например, Good Pizza, Great Pizza (2018). По-своему, Campfire Cooking (2017) предложила оригинальное решение темы приготовления пищи на огне — здесь вам предстоит решать космические головоломки.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Властелин и раб желудка

Как я указывал вначале, создание миров без еды означает сомнение в их реалистичности. Наоборот, потребность в еде, красивая и запоминающаяся еда или участие еды в сюжете — все это оживляет виртуальное пространство. Иногда так сильно, что слюнки текут. Поэтому последняя и самая большая тема (которая по сути не механика, а инструмент нарративного и визуального дизайнера) — питание как фактор реалистичности.

Здесь более широкий диапазон вариаций. Поэтому герой может по квесту или на сцене есть или слушать чужие комментарии о еде (краб рангун вДалеко 4). Хотя красивые виды и живые звуки (например, шипение еды) привлекают внимание и добавляют атмосферы. А в играх, где вырисовывается современный город или вы хотите подчеркнуть необычную культуру фэнтезийной расы, штрихи экзотической кухни, уличной еды и тому подобное будут очень уместны в качестве элементов сеттинга.

В некоторых играх еда прорисована настолько детально и качественно, что это можно объяснить только эстетическими вкусами создателей, например, вМир охотников на монстров, где визуальная сторона привлекает гораздо больше, чем бонусы блюд, или вПоследняя фантазия XV, в котором разработчики потратили 290 часов на создание чрезвычайно реалистичных и аппетитных изображений еды. Влияние фуд-порно ощущается и вКорона Дракона. Реалистично и красиво выглядит процесс поедания блюд вВозрождение Мурамасы. На Востоке вообще особое отношение к еде (например, фраза «Ты поел/проголодался?» в некоторых культурах считается важным выражением любви и заботы).

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

В других случаях сила встроена в логику игрового мира вСамое темное подземелье еда – один из ключевых факторов успеха, ведь за праздники необходимо восстановить здоровье вСимс и GTA: San Andreas питание влияет на внешний вид персонажа — каждый прием пищи увеличивает его сытость на 1-2%, так что последствия злоупотребления фастфудом будут весьма очевидны — лечить их придется спортивными упражнениями.

Также условно реалистичны все виды выживания, где помимо добывания пищи есть дополнительные сложности: еда может со временем портиться, а некоторые ее виды могут вызывать отравления, болезни и т.д. Например, вДолгая темнота мясо плотоядных увеличивает риск заражения кишечными паразитами, а вНе голодай фиолетовое мясо монстра приводит к отравлению.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Конечно, вы можете найти и другие способы использования еды в играх. Например, в экономических стратегиях, подобных серии Anno, определенный вид пищи является предпосылкой для возникновения новых классов населения, в других стратегиях урожай является основой для найма и содержания войск (Сёгун: Тотальная война, Mount & Blade II: Повелитель баннеров). Особо выделяются на общем фоне попытки сделать продукты центральным персонажем игры. Похожий бред можно увидеть в Food Gang (для Android) иЯ хлеб (2015), где вы играете за кусок хлеба, который стремится быть поджаренным. Хлеб может путешествовать по кухне, но ему нужно избегать грязи и насекомых, хотя это практически невозможно. Как говорится: не лжешь — не ешь. Одни игры будут казаться странными и невозможными для игры, но другие принесут больше всего удовольствия.

Ешь, чтобы жить: как еда используется в играх

Вообще еда разнообразит игровые миры. В то же время нельзя не заметить парадокс еды в видеоиграх. Очень часто он кажется неприметным элементом, и мы просто привыкаем к нему. Впрочем, если увлечься игрой, можно пропустить и обед, и ужин. И вот, уже проголодавшись, найдя еду в игре, вы еще помните, что нужно заботиться о своем бренном теле.

Оцените статью