Актуально для платформы: ПК
Помните знаменитый жуткий стишок из «Кошмара на улице Вязов»? Похожий стишок есть в Insomnis, тоже в исполнении детей. Правда, не совсем живой, но и не мертвый в полном смысле этого слова. Их души мы должны успокоить — или разозлить. Принимаем решение в конце концов, а перед этим нам предстоит раскрыть все тайны и загадки мрачного особняка, который достался герою в наследство от деда, ученого.
Художественный страх
Да, в Инсомнисе тоже есть старый проклятый дом, где ты крадешься в темноте с фонариком наперевес, вздрагивая от скрипа половиц, прислушиваясь к скрипам и звукам; и ученые с их ужасными опытами; и кричит, когда манекен вдруг оживает или происходит что-то неожиданное и страшное. Естественно, есть много заметок и предметов, которые можно взять, изучить и положить обратно. В общем, вроде бы стандартный набор типичных хоррор-клише. Если только нет укрытий с монстрами.
Здесь даже без монстров становится неловко.
А вот вопли вряд ли можно назвать дешевыми, в духе многих фильмов ужасов по видеоиграм — они гораздо логичнее вписаны в происходящее, и авторы так скрупулёзно готовят нас к ним с помощью постепенно нарастающих звуков и той же музыки что вы понимаете и готовитесь внутренне, сейчас что-то произойдет. И еще, пару раз подпрыгнул и выругался, но ругать авторов совсем не хочется. Повторюсь, скриминг тут очень грамотно устроен.
Хотели бы вы услышать, какими звуками он сопровождается.
И они поражены той же конкуренцией, они вписываются в то, что происходит. Это не просто монстры, а персонажи, которые никуда не исчезают. Вы можете проследить за этой девочкой, которая пробежала через дверь на гифке выше, и увидеть, как она что-то рисует на столе в другой комнате, и вы сами узнаете, что происходит, если к ней приблизиться.
И во всяком случае в Insomnis, несмотря на то, что это ужасающая, неудобная игра, к которой после первого знакомства я даже боялся подходить второй раз; что заставило меня снова вспомнить и о валидоле, и о моем возрасте, и о том, что сердце уже не то, и поэтому, в то же время, саспенс не основан на крике.
Просто рисующая здесь девочка гораздо страшнее волкодава, прыгающего на тебя из темноты.
Точнее, не только в них. Здесь пугают гораздо искуснее и интереснее. Например, картины и окружение в целом, интерьер особняка, который, кстати, может меняться. Итак, зайдя во второй раз в одну из комнат на первом этаже, я чуть не поседел, увидев башню из стульев там, где их раньше не было. Это «крикуны», которые работают здесь лучше всего.
Такие картины в комнате сразу настраивают посетителей на нужный лад.
Одновременно отталкивающие и завораживающие своей страшной, ошибочной, болезненной красотой картины на стенах; огромные разбитые черные зеркала и места, где они находились; много детских рисунков, карандашей, фломастеров и мягких игрушек, которые можно проткнуть ножом или чем-то другим острым. Или вот эти интерьеры:
И все без перчаток! Куда смотрит Роспотребнадзор?
Все вокруг здесь и ужасает, и завораживает одновременно, заставляя вернуться назад и все-таки узнать, что произошло в этом особняке. Повторюсь, вам не нужно сражаться или прятаться от монстров, а единственный вариант смерти главного героя происходит где-то за кадром, но от этого он не становится менее ужасающим.
Недетская история о детях
Да, сюжет Insomnis захватывающий, напряжённый и пугающий, несмотря на все штампы про эксперименты и старые особняки. Пугает прежде всего тот факт, что жертвы были сиротами. И хотя, что именно с ними тут произошло, не сразу понятно, но с самого начала, когда видишь все эти игрушки, детские рисунки и читаешь открытки, которые наш герой в детстве отправлял своему деду, хозяину особняка, сразу начинается болеть в сердце.
Помимо открыток, в качестве предметов коллекционирования можно собирать игрушки.
Понятно, что причинение вреда детям или любой намек на их страдания в играх — это всегда дешевый прием и почти запретная хватка. Но и здесь авторы Insomnis действуют не прямо, прямо и экономно: бедных детей перед вами никто не мучает, все опять-таки тоньше, а мотивация «злодеев» вызывает серьезные и довольно сложные вопросы со стороны нравственная точка зрения. Поэтому окончательный выбор не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Герой столкнется с последствиями своего решения.
И головоломки отлично вписаны в историю: здесь нет абстрактных головоломок, подчиняющихся логике геймдизайнера, которую знает только он. Да, в головоломках нет ничего сверхсложного, но они необычны и разнообразны. Нет необходимости ремонтировать проводку, поворачивать вентили, искать удостоверения личности и перемещать ящики. Даже коды от сейфа и электронного замка нужно собрать ровно один раз за всю игру, а подсказки к ним спрятаны интересным образом.
Вам даже придется посмотреть короткометражный фильм.
Многое крутится вокруг необходимости расшифровки детских имен, спрятанных в головоломках, связанных с буквами. Где-то нужно правильно сыграть мелодию на фортепиано, где-то нужно надеть муляж, определив по детскому рисунку, чего еще не хватает. Есть, конечно, загадки, связанные с картинами и рисунками.
Здесь нужно внимательно послушать детскую песенку, которую я упомянул в начале.
Где-то загадки очень грустные — чтобы их решить, нужно определить время смерти или, например, найти тела в морге. Но однажды вам придется вспомнить свое детство и сыграть в знаменитую Мемо».
Эту нарисованную «волшебную» дверь придется открыть.
Бессонница можно ходить часа полтора-два. Но это очень напряженные полтора-два часа, в которых есть место для многих неожиданных и пугающих событий, загадок, тайн, встреч и открытий, а также связки валидола и трудного решения. Всем бы так: не разносить мысль по дереву, удлиняя отрывок, а дать сжатый, концентрированный саспенс и эмоциональный драматизм, бьющий не в бровь, а в глаз.
Плюсы: Увлекательный сюжет; игра умеет пугать, и делает это интересно и вымышленно; много необычных по-своему головоломок; Отличная работа над звуком.
Минусы: игра очень короткая; оптимизация не на высоте, а модели персонажей кажутся совсем устаревшими.