Промывка мозгов от Mind Scanners

Статьи

В играх-антиутопиях одним из главных героев является безжалостное тоталитарное государство. Это разножанровый раздел игр, хотя и не очень густонаселенный. За последние 10 лет он представил Документы, пожалуйста, Зритель, Мы счастливы немногие, Фростпанк, Завернутый остров и другие. Сегодня я хотел бы поговорить оСканирование разума. А так как обзор уже есть, предлагаю небольшой текст идей и ссылок как для тех, кто ничего в нем не понял, так и для тех, кому многое попалось.

Мозги промыты сканированием разума Если человек считает себя дубом, достаточно ли этого, чтобы признать его больным (сумасшедшим)?

Не все антиутопии одинаково удачны

Тираны и тоталитарные режимы — обычное дело во многих видеоиграх. Но вы должны различать игры, в которых присутствует тоталитаризм, и игры, в которых жесткие правила и идеология являются фундаментальной частью игры и игровых решений. Mind Scanners позиционирует себя как симулятор психиатра. Действие происходит в Структуре мегаполиса, где порядок и оперативность превыше всего. Он активно ценит и развивает технические новшества, но при этом растет число психических отклонений. Ваш герой должен сразиться с ними.

Игры часто позволяют нам разыграть гипотетическую ситуацию. Например, представьте себе мир с технологиями, которые легко раздвигают границы дозволенного. Mind Scanners — плод такого мысленного эксперимента, который игра быстро объявляет простым названием. Игра легко становится рутиной, потому что, как и вДокументы, пожалуйста, поставить штамп «Нормальный/ненормальный» гораздо проще, чем думать о чужой судьбе.

По идее, игра такого типа должна побуждать к размышлениям, помогать более критично взглянуть на происходящее в обществе. Однако проблема Mind Scanners и почти всех подобных игр в том, что нам предлагают работать, бороться и страдать в откровенной карикатуре на тоталитарное общество.

Да, стереотипы важны для создания атмосферы или для легкого угадывания контекста. Но они часто глупы и могут испортить впечатление. Mind Scanners призван дать игроку ощущение маленького человека, который вместо этого может сопротивляться системе или подчиняться ей с почти неизбежным раскаянием. Казалось бы, такой опыт не только интересен для погружения в подробности тоталитарной реальности, но и должен придать вам решимости отстаивать свои принципы.

На самом деле стереотип «Тоталитаризм — это плохо» позволяет воспринимать себя безусловно нравственным человеком. Если они плохие, то я явно хороший, даже когда меня заставляют поступать плохо. Создание истинной моральной приверженности риску вины является чрезвычайно сложной задачей.

Мозги промыты сканированием разума Машины в Mind Scanners действительно странные.

Система с большой буквы

Mind Scanners не раскрывает предысторию: они просто узнают, что всем управляет организация под названием «Структура» (синоним слова «система»). Остальное понятно из названия: она контролирует людей и ищет граждан с аномалиями. А чтобы вы ненароком не подумали, что ваша задача — хорошо, не задумываясь, делать свою работу, вводится дополнительный элемент: сентиментальный рассказ (спойлер: нет) о дочке, которую забрали и будут изучать в институте. А чтобы вы вдруг не подумали, что это для ее же блага, вам говорят, что ее невозможно видеть.

Нетрудно понять, что «Структура» сразу вызывает ощущение чего-то враждебного чувствам и эмоциям. Вскоре оно появляется в самой сути его творчества. Идея авторов проста: у людей разные причуды: какие-то искусственные, какие-то часть характера или опыта человека. В описаниях и диалогах намекают, что одни «перелет» безобидны (хотя «Структура» их не любит), другие вредны или опасны для самого человека или его окружения.

Борьба с системой стала обычным явлением в любом контркультурном движении, но источником были идеи Франкфуртской школы. Например, философы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в «Диалектике Просвещения» прямо заявили, что путь разума — это попытка подчинить себе природу, в том числе страсти и внутренние чувства. А Герберт Маркузе в «Одномерном человеке» прямо предсказывал стремление любой системы к тоталитаризму и одновременно попытку осчастливить всех силой.

Мозги промыты сканированием разума Ретро стиль фильма «Бразилия».

Искореняя аномалии

Mind Scanners занимается психологическими исследованиями и лечением уникальным образом. Игра устроена таким образом, что нам предстоит свести комментарии людей по пунктам Роршаха к стандартизированным оценкам, а затем определить суть странностей. Например, мы встретим чрезмерно рьяного журналиста, который не может остановиться ни перед чем. Границу между здоровьем и безумием каждый раз приходится искать самому.

Лечение, с другой стороны, напоминает механику пыток из других игр (таких как Это полиция): нужно совершать странные манипуляции с разными устройствами, следя за уровнем стресса. Так что даже когда выздоровевший человек благодарит вас, сомнения остаются. Это как заставить его благодарить вас за то, чего он не хотел. Хотя легко представить игрока, который воспринимает себя как спасителя. При этом различные диалоги получились очень интересными и даже неожиданными, что весьма похоже на работу пси-специалиста.

Мозги промыты сканированием разума

Вечная борьба света и тьмы

Самое смешное, что разум в игре предстает сомнительным (где-то маниакальным) стремлением к всеобщей полезности и контролю. Это очень напоминает эффект макдональдизации, при котором из стремления к функциональности возникает своего рода психическое помешательство и дегуманизация человека.

С древних времен разум сравнивают с солнечным светом, поэтому Сопротивление в игре называется Moonrise («Восход луны»). Как и в фильме «Эквилибриум», основным конфликтом игры является противопоставление необузданных чувств и человеческих слабостей требованиям разума. Это напоминает Ницше, который различал аполлоновское и дионисийское начало в культуре и утверждал, что преобладание стремления к разуму и порядку лишает культуру жизни и делает ее механической, что и произошло с некоторыми его пациентами.

Детали сюжета и ретро-дизайна в игре, кстати, касаются не толькоДокументы, пожалуйста, но и в стиле их общего предка: фильма Терри Гиллиама «Бразилия» (рекомендую). Он был одним из первых, кто создал запоминающийся образ такой эстетики. А само сканирование чем-то напоминает тест Войта-Кампфа из «Бегущего по лезвию». Лечебные инструменты напоминают фильмы Дэвида Кроненберга (у него даже есть фильм «Сканеры») и дрянной биопанк.

Мозги промыты сканированием разума Тест Войта-Кампфа «Бегущего по лезвию».

Что же мы узнали о тоталитарной психиатрии?

В игре мы видим множество стереотипов о тоталитаризме. Наверху вас никто не услышит, но внизу будут сочувствующие люди. Невысказанные требования к вам и другим героям кажутся бессмысленными, так что нет угрызений совести за изнасилование (главное, чтобы не попались). Как всегда преследуется особое и инакомыслящее, а идеология ставит выше разум и технику, а не что-то естественное, природное. А за словами о добре и заботе о психическом здоровье стоит только вынужденная нормализация людей. И, наконец, сам мир унылый, грязно-серый, а сочетание желтого, красного и зеленого в интерфейсе усиливает психологический дискомфорт, а также звучит несколько утробно.

Суть такова: с диалогами и игровой механикой можно повеселиться, но общий смысл прост, вторичен и даже учит крайне странному представлению о психотерапии. Конечно, можно только порадоваться, что кто-то из игроков открыл для себя ценность личной необычности. Для тех, кто понял это давно, остаются только ссылки.

Оцените статью