Актуально для платформы: PS4
У финской студии Frozenbyte в последнее время дела идут не очень хорошо. Публике понравились первые две трины, но при создании третьей разработчики не могли понять, что именно привлекло игроков. Зачем-то добавили лишней трехмерности, сделали приключение предельно коротким и наделали кучу ошибок, исправить которые уже было невозможно. Все это привело к плохим продажам, а это, в свою очередь, к выпуску наспех склеенной Шадвен.Через пару секунд охранник развернется и уйдет. Никого не видно!
Веселее вместе
О том, что новая игра Frozenbyte создавалась в страшной спешке, не раз говорили сами разработчики. Поэтому с момента анонса до выхода финальной версии прошло меньше полугода. Точно неизвестно, насколько плохо финансовое положение студии, но появление Шадвен в ее нынешнем виде свидетельствует об отчаянии и желании выжить на рынке. Хотя авторы довольны результатом, они называют игру «настоящим стелсом» и, похоже, не видят в ней ничего плохого.
На самом деле Shadwen — это скучный стелс-экшен, которому не мешало бы выйти в раннем доступе Steam и готовиться там около года. Но создатели решили предложить зрителям сырую версию, пережить которую — настоящая пытка. Хоть и есть в игре интересные идеи, но они незаметны под кучей бросающихся в глаза недостатков.
Игра рассказывает о Шодвен, девушке, нанятой для убийства короля. По пути к замку героиня замечает девушку Лили, которую стражник вот-вот арестует за кражу упавшего с дерева яблока. Ребенка нужно защитить и спасти, но как? И тут появляется первый моральный вариант: убить человека, который делает свою работу на глазах у девушки, или как-то отвлечь охрану, чтобы не навредить психике девушки? И такие решения придется принимать на каждом шагу.
Не будем пытаться понять историю Шадвен: история теряет всякий смысл, когда благодаря настойчивости девушки наемный убийца берет с собой свидетеля, вместо того, чтобы отказаться и заняться своими делами. Вам придется смириться с абсурдностью происходящего и тащить мальчика, расчищая ему путь и бегая из одной точки в другую на протяжении почти двух десятков уровней. Концовка будет зависеть от того, сколько людей убьет Шодвен в присутствии Лили: игра позволяет убить нескольких охранников, но если их количество велико, концовка изменится.Иногда игра выглядит красиво, но на этом ее достоинства заканчиваются.
В чем-то местный геймплей похож на The Last of Us. Вместо мужчины — девушка с довольно длинной косой, а вместо Элли — надоедливая девушка, которая не может за себя постоять. Шодвен делает всю работу: отвлекает охрану, отдает приказы и перемещает предметы, которые мешают. Лили бегает от куста к кусту, если ее никто не видит, или разворачивается и бежит в противоположном направлении, почуяв впереди опасность. Ее никто не увидит и не убьет, даже если она будет бегать у всех под ногами, поэтому о ней можно не беспокоиться.
Почти все миссии можно пройти без убийств, но для этого придется потрудиться. Садитесь в кусты, передвигайте бочки и ящики, шумите и привлекайте врагов, чтобы девушка бежала вперед. Проблема в том, что игра никак за это не вознаграждает: меняется только диалог во время загрузки следующей главы. Ни бонусов, ни очков, ни проработанной системы кармы, которая хоть как-то влияет на происходящее — здесь ничего нет. Так зачем пробовать? Диалоги, кстати, тоже странные: если Шодвен, убивший всех в соседнем месте, никого не убьет, Лили как будто забудет, что было раньше, и не вспомнит всех этих зверств.
Недостаток мотивации
Стелс здесь так же примитивен, как и в плохих инди-играх. В общем, кроме как прятаться в кустах и за ящиками, Шадвен ничего предложить не может. Враги быстро реагируют на шаги, которые они слышат, расхаживая взад и вперед и мгновенно поднимая тревогу, когда видят главного героя. Геймплей не развивается, так как все противники выглядят одинаково и постоянно носят одни и те же арбалеты и мечи. Ради забавы вы можете подтягивать к себе сложенные друг на друга ящики, чтобы они приземлились на голову ничего не подозревающего охранника, но даже это не создаст никакого волнения.
Арсенал героини поначалу тоже скуден. Он носит с собой кинжал, которым может убивать только сзади или сверху, и умеет цепляться веревкой за деревянные балки — разработчики, говоря об этой возможности, напоминают Зою из Трины. Впрочем, Шодвен тут ни при чем — если у Зои была грация и изящество, то этот персонаж двигается неуклюже, неудобно управляется, а иногда даже крутится вокруг веревки волчком из-за бессмысленной физики. Со временем девочка научится создавать ловушки и прочие приспособления, немного облегчающие прохождение. Но до этого момента вряд ли кто доживет.Вы просто хотите сбросить стопку ящиков на голову охранника.
Одна из ключевых механик, которая отличает Shadwen от других игр того же жанра, — это способность останавливать время. Когда Шодвен ничего не делает, мир вокруг него тоже замирает, как в Superhot. Вы можете нажать отдельную кнопку, чтобы оживить охранников, а можете передвигаться и добиться того же результата. Нельзя сказать, что это как-то помогает — локации здесь не настолько большие, чтобы их приходилось изучать и придумывать план. А без понимания, где и как часто ходит охрана, оценить ситуацию не получится.
Зато здесь можно отмотать время назад, если что-то пошло не так, и даже вернуться к началу миссии. Когда охранник замечает Шодвена (или находит не спрятанный вовремя труп коллеги) и поднимает тревогу, игра приостанавливается и предлагает вернуться на несколько секунд назад, чтобы избежать провала. Хотя эта функция очень удобна и избавляет вас от множества загрузочных экранов, она противоречит основам стелс-игры. Игрок понимает, что ошибка не повлечет за собой никакого наказания или санкции, а потому может пробовать разные варианты и рано или поздно сделать все правильно. Здесь не чувствуешь напряжения от того, что тебя вот-вот заметят или что твой план не удался, просто перематываешь время и возвращаешься на прежнюю позицию через пару секунд.
Да и сами враги в Шадвене настолько тупые, что с ними возиться неинтересно. Услышав шум в кустах, они не полезут проверять, кто там сидит; видимо правила позволяют им просто потереться коленками о листву и с брезгливым видом подойти к ларьку. И их интеллект не зависит от уровня сложности. Отличие заключается только в интерфейсе и подсказках: в стандартном режиме охранники подсвечиваются, когда они встревожены, а в «жестком» такой опции нет. Но возможность перемотки времени делает любую локацию более-менее легкой.Силуэт девушки виден отовсюду; это поможет найти ее, если бедняжка застрянет.***
К сожалению, Frozenbyte поспешила с выходом Shadwen, и вместо хорошей игры мы получили скучное приключение, в основном плохо сделанное. Что создатели Trine будут делать после этого, никто не знает, но выпустить что-то подобное в будущем — значит покончить с их репутацией, которая уже была подмочена после Trine 3.
Достоинства: Красивый визуальный стиль.
Минусы: скучный стелс, омраченный неуместными элементами; тупой искусственный интеллект; однообразные места; идиотский сюжет; такие же противники.