Актуально для платформы: PS4
10 сентября вышел Рассказы о вставании— пожалуй, главный релиз года для всех любителей японских РПГ. Семнадцатая часть знаменитой серии Tales обещала возродить франшизу и дать ей глоток свежего воздуха, сохранив при этом все, что мы любим в этих играх. И это помогло: я думаю, что Tales of Arise — лучшая JRPG года. И тому есть пять причин.
Интересные сюжет и мир
Алгоритм сюжета и основной конфликт в целом традиционны — это история о «драке бобра с ослом», где добро и одновременно жертва олицетворяют незадачливые жители планеты Дана, которые пытаются сбросить 300-летнее иго более высокоразвитых рейнийцев (соответственно с планеты Рена). А главные герои, конечно же, он и она: юноша по имени Альфен (Alphen) — даниан, а девушка Шион (Shionne) — светлоглазая ренианка.
Они такие разные, но все же они вместе.
Но дальше начинаются интересные подробности. Шион оказывается предательницей собственного народа: она хочет уничтожить пятерых владык Рены, правящих в регионах Дана, и, как выясняется на раннем этапе, выкачать из своих рабов астральную энергию, чтобы победить битва за трон на родине. Кто больше этой энергии соберет в специальном основном ядре, тот и король.
Слава богу, не все джентльмены такие ручные и предсказуемые.
У Шиона тоже есть это ядро в груди, и из него он вытаскивает пылающий меч, мощное оружие, которое сжигает любого, кто его поднимет. Но почему-то Альфен не чувствует боли (не только от меча, но и вообще от кого бы то ни было) и становится единственным, кто может держать это оружие. Я имею в виду, что это не история о Ромео и Джульетте, по крайней мере сначала: Шион просто хочет использовать Альфен, а он хочет использовать ее.
Это он на меч полез, а не то, что вы подумали.
В целом сюжет богат интересными, местами неожиданными и шокирующими событиями. Мы посещаем множество регионов и государств, отличающихся не только климатом (пустыни, ледяные земли, зеленые поля и прочее), но и особенностями правления лордов.
Это один из джентльменов.
Где-то эксплуатируют данийцев в шахтах, где-то полагаются на атмосферу страха, заставляя всех сообщать друг другу. А где-то, наоборот, пытаются построить мирное общество, где местные жители и оккупанты спокойно уживаются и все воспевают вождю дифирамбы. Поэтому мы сражались с некоторыми лордами, но не против них, а плечом к плечу, пытаясь вместе остановить коварных заговорщиков.
Платье Шион впечатляет.
Событий много — сюжет в Tales of Arise эпичен. Здесь нашлось место и трагедии, и комедии: всю дорогу мы встречаем забавного гурмана, который толком не умеет описывать особенности блюд, и собираем местных сов, чтобы подарить королеве и королю сов.
Каждая найденная птица дает новый предмет для настройки персонажа.
Яркие персонажи
Персонажи всегда были жемчужиной серии Tales, и эта новая часть не стала исключением. Альфен и Шион — еще одна пара. Я еще не сказал, что он ничего не помнит о своем прошлом, он давно носит железную маску, за что и получил соответствующее прозвище. И с детства у нее есть и дар, и проклятие: любой, кто прикоснется к Шион, испытывает шок.
Ключевые сцены из истории подаются в формате аниме-фильма.
Остальные четыре игровых персонажа, которые постепенно присоединяются к паре (плюс Зефир, лидер датского сопротивления в начальном состоянии, с которого начинается игра), кажутся несколько более традиционными, но и у них есть свои особенности. Например, Ринвелл, волшебник из Даниана, любит сов и не разлучается со своей ручной совой Пухуней, которая становится источником забавных ситуаций.
У каждой аниме девушки должно быть свое животное.
Нервный юноша Лоу (Law) постоянно испытывает угрызения совести (почему, вы узнаете сами) и очень не любит пропускать удары, что тоже становится поводом его подразнить.
Запускается дистрибутивом.
А Хранительница Кисара потрясена тем, что добровольно идет служить лорду Рениану и считает своего брата предателем. И вообще вторая встреча с ней оборачивается грандиозной бойней.
Боже, во что я ее одела…
То есть у каждого свои тараканы на голове. Пообщаться со всеми и обсудить все это можно как на перемирии (так Альфен сближается с персонажами, которые могут стать сами-знаете-чем), так и во время «скитов» — это необязательные, но важные для раскрытия персонажей комедии сцены, в которых наши герои рассуждают на самые разные темы, от сов и причуд местной магии до большой политики.
Это не совсем смешно, но такие сцены поднимают настроение.
Конечно, много прямого пафоса и нравоучений, от которых, правда, порой тошнит — Вечерние сказки, например, в этом смысле был более элегантным и нетривиальным. А потом приготовьтесь услышать много мотивационных речей о важности борьбы за свободу, о том, что нельзя сдаваться и бороться.
Но во-первых, в целом он удачно синхронизирован с самим сценарием и конфликтом основного сюжета, так что к нему постепенно привыкаешь. Во-вторых, несколькими сильными сценами авторам удается заставить проникнуться этим пафосом, особенно когда за этими словами и речами начинаешь видеть живого человека, друга, который их говорил.
И в любом случае все искупается центральным противостоянием между Шион и остальными. Ведь она сразу дает понять, что преследует сугубо личные цели и показательно дистанцируется от остальных, порой ведя себя как настоящая стерва. И здесь, конечно, интересно отметить, как она постепенно начинает оттаивать и к чему это приведет. Особенно интригуют его отношения с Альфен: в них много забавных и драматических сцен. И вообще в воздухе постоянно витают вопросы: что за проклятие у него, какие цели преследует? Альфен в этом плане кажется более прямолинейным, но с ним связаны и его интриги: почему он долгое время был в железной маске, что таится в его прошлом? И когда они наконец будут вместе? Или не будут?
Увлекательный игровой процесс
Tales of Arise разработана по классическим лекалам современных JRPG. Есть большой полуоткрытый мир, разделенный на множество регионов и состояний, между которыми мы можем свободно перемещаться в любое время через систему точек переноса. Это позволяет вам принимать, выполнять и сдавать множество побочных квестов. Большинство из них, конечно же, связаны с убийством монстров и поиском ингредиентов, например, чтобы приготовить чаты для местного пьяницы. Бывают и менее распространенные случаи, когда Шион выступает в роли стилиста или мы спрашиваем у местных жителей, чего они ждут от новой власти.
В игре очень легко ориентироваться: вы сможете быстро подобраться к персонажу квеста.
Выполнять эти квесты интересно и полезно, даже на среднем уровне сложности мне всегда нужны были материалы, зелья и деньги. По той же причине вам всегда захочется отклониться от основного сюжетного пути и исследовать каждый закоулок карты, где можно найти те же ресурсы и сундуки с крутыми вещами, охраняемые сильными врагами и местными боссами. За найденные ингредиенты (а также за деньги) специальные НПЦ могут изготовить более мощное и дорогое оружие и полезные амулеты; последние до сих пор разрешены и улучшены с помощью специальных камней.
Лучшие друзья Шион — винтовки!
Покупаем зелья (тоже дорогие) и доспехи у других торговцев и в тавернах. В этих же тавернах можно переночевать, а перед сном разрешается приготовить и съесть что-нибудь вкусное и полезное, что дает прибавку к стихийной защите или, например, атаке на всю группу. Рецептов много, а эффективность бонуса зависит еще и от того, кто из персонажей будет поваром на этот раз.
На остановке им также разрешается просматривать прошлые сцены.
Во второй половине игры есть возможность найти дом в деревне — собственную ферму, где мы выращиваем коров, кур или свиней, покупаем для них корм, ставим сторожевых собак, а потом добываем яйца, мясо и молоко, которые служат для той же кулинарии.
Процесс выращивания организован очень удобно.
Ну в общем как в Atelier Ryza 2: Утраченные легенды и тайная фея, в Tales of Arise, по сравнению с предыдущими выпусками серии, больше свободы для исследования мира: можно, например, прыгать и плавать.
Но нырять запрещено.
Есть места, в которые можно попасть только в том случае, если член группы воспользуется своей способностью и уберет завесу огня (Альфен умеет), яда (Кисара) и т д. Эти упражнения стоят очков лечения. За них на карте Шион бесплатно лечит раненых NPC, получая награды. За те же RP лечите и оживляете союзников в бою. То есть тратить баллы без разбора не получится.
Монстры постоянно дерутся.
Динамичные сражения
В боях также больше свободы, динамики и возможностей. В общем, там все привычно: персонажи бегают по полю боя в реальном времени, мы вольны переключаться между ними и использовать их приемы. А вот в Tales of Arise многое «заточено» под уклонения и контратаки. Кроме того, у каждого есть особый талант, который тоже лучше всего использовать в нужное время и в нужном направлении. Итак, Ринвелл умеет красть магию у врагов, когда они собираются применить заклинание, а затем поджаривать ее самой, Ло может ломать щиты, а Кисара может блокировать атаки тех, кто атакует на ранней стадии. Все это требует калибра трюков.
У Альфена тоже есть свои аргументы: сейчас что-то будет…
Кроме того, есть совместные атаки, которые можно выполнять, когда противник оглушен, а также усиленные удары и сверхмощные движения в режиме «суперсила». В бою вы можете все сделать сами, активировать полуавтоматический режим или дать бой ИИ: персонажи будут действовать согласно заданной вами тактике («Агрессивный бой» или «Бой без фанатизма», «Первый из все: лечение», «Поджигаем боссов» — тут все понятно из названий), и применяйте к ним выбранные вами приемы. И прокачиваются они в процессе использования.
С таким количеством приемов бои выглядят очень зрелищно и динамично.
Кроме того, вся группа по итогам бойни получает очки навыков, количество которых зависит от эффективности наших действий; за них мы изучаем новые приемы и пассивные умения (более высокая атака на грани смерти, более эффективное пополнение шкалы техники и т.д.). Все эти способности распределены по разным школам и ветвям, а новые становятся доступными по мере того, как персонажи получают «титулы», по сути, уровни.
Перед лицом таких атак важно нажать правильную кнопку.
Я бы сказал, что баланс сложности в Tales of Arise адекватный. На средней сложности вы можете совершенно спокойно пить чай, наблюдая, как ваши стражи уничтожают обычных противников в автоматическом режиме, хотя полностью расслабиться, как в «Сюжете» и «Нормальном», у вас не получится. И уж тем более вам предстоит брать бразды правления в свои руки во время схваток с мини- и макси-боссами (есть и модернизированные версии обычных монстров) — они неизменно дают прикурить, нещадно опустошая запас расходников. И многих необязательных боссов нельзя победить сразу.
Вот на этом драконе мы явно поднялись слишком рано.
У всех боссов есть своя тактика и слабые места, которые нужно атаковать силой. А с высоким уровнем сложности еще сложнее — старался реже включать, так как звонка в среднем мне хватало. Кроме того, некогда было активно заниматься гриндом, без которого на «харде» не обойтись, зато есть все возможности — монстры регулярно респавнятся, если вернуться на прежние локации.
За победу над самыми крутыми монстрами награждают предметами, увеличивающими запас RP.
Красивые графика, костюмы и арт
Tales of Arise, в отличие от предыдущих релизов серии, сделана не на собственном движке, а на Unreal Engine 4 и выглядит потрясающе. А акварельные нотки придают всему этому особый визуальный колорит.
Я хочу быть любимым тобой…
Конечно же, внешнему виду персонажей уделяется особое внимание — тут у нас очень цепляющее аниме. Вы вольны одеть каждого на свой вкус: смените строгий наряд охранника на купальник, добавьте крылья демона, собачьи или кроличьи уши, волчий или кошачий хвост, рожки, повязку на глазу и т.д.
Всем нужны уши, хвосты, крылья и рога.
Конечно, Tales of Arise не вписывается в перевороты старой серии, но определенно освежает ее и делает более динамичной и современной в отличие отАлый нексус дAtelier Ryza 2: Утраченные легенды и тайная фея, слабых мест здесь практически нет, за исключением порой излишнего и нудного пафоса и морализаторства, что тоже можно считать вкусовщиной. Зато есть крайне красочный сеттинг, захватывающий сюжет, скучная игра и незабываемый дуэт двух главных героев так что для меня Рассказы о вставании безусловно лучшая JRPG текущего года — большая, красивая и разнообразная игра, которая выглядит эпично и эпично завораживает.
Плюсы: сюжет и персонажи, их развитие и взаимоотношения не отпускают ни на секунду; классический и в то же время динамичный и современный геймплей; бои почти всегда интересные, на средних и высоких уровнях сложности, где почти никогда не дают расслабиться; Искусство и костюмы персонажей — настоящее удовольствие для глаз всех поклонников аниме.
Минусы: иногда переворачивается градус прямого пафоса и морализаторства; Музыка хорошая, но слишком много повторов.