Актуально для платформы: ПК
Научно-фантастическая RPG The Protagonist была анонсирована 3Mind Games еще в 2018 году, а два года назад я включил ее в список самых ожидаемых широкой публикой малоизвестных RPG. И вот почему: авторы сказали, что источниками вдохновения для них были Массовый эффект, XCOM дБожественность: первородный грех, обещаны жесткие тактические бои, а также интерактивные диалоги с вариантами и последствиями. И что мы получили в итоге?
Ангел спасения
Когда среди источников вдохновения называют Массовый эффект, XCOM дБожественность: первородный грех, то какие первые ассоциации? Будут космические сражения, тактика и моральный выбор. И формально все это есть в The Protagonist: EX-1. Другой вопрос: как это реализовано?
Все начинается с того, что наша героиня с позывным Ангел в составе группы оперативников (в основном ее подчиненных) летит на выполнение важной задачи по нейтрализации инопланетной угрозы. Но, как обычно, произошла катастрофа и девушка очнулась в луже крови и дыма. А в наушниках он слышит голос неизвестного пилота, который объясняет ситуацию и начинает ее направлять: Ангел находится на инопланетной космической станции, которую нужно исследовать, чтобы найти выход, спасти остальных членов своей команды и устранить угрозы всей Земле.
Что находится рядом с нашим «ангелом»? Я даже не хочу спрашивать.
Однако вы не можете искать свои и не сохранять их. В одних ситуациях напарники присоединяются к нам по сюжету, а в других предлагают выбор: отвлечься и попытаться найти свое или не рисковать и вступить в новую схватку. И даже если мы нашли союзника, мы решаем взять человека с собой в ад или оставить его в более безопасном месте.
По этому поводу, да и не только по этому, периодически возникают конфликты с Радикалом, жестким человеком, который первым присоединяется к Ангелу. Ему даже приходится пару раз объяснять ей кулаками и ногами, кто здесь главный и как нельзя разговаривать с девушками, особенно если они выше рангом.
Затем к ним присоединяются другие персонажи.
Сражайся, взламывай, собирай!
Однако в основном мы сражаемся с инопланетными механизмами и прочими существами, обитающими на станции. Кроме того, мы также часто сражаемся руками и ногами: авторы особенно гордятся системой рукопашного боя, позволяющей добавлять комбо-удары разными частями тела за отведенные очки. И все эти удары можно прокачивать отдельно.
Наша героиня не лезет в карман за кулаком.
Бой в The Protagonist: EX-1 происходит в пошаговом режиме. Есть датчики инициативы и точности (которые, как и другие базовые характеристики, обновляются для очков атрибутов с новыми уровнями), что, в свою очередь, позволяет им двигаться и атаковать/использовать способности.
Другие навыки, доступные для улучшения, связаны с возможностью использовать различные виды огнестрельного оружия (пистолеты, дробовики, пулеметы) и ближнего боя (мечи, кинжалы, тупые предметы), лечить раненых союзников, взламывать вражеские дроны и восстанавливать поврежденные щиты. Ангел, например, может захватывать или заражать противников вирусом прямо в бою, а также наносить массовый урон с помощью хакерских способностей.
Вам не придется тратить гранаты на такие трюки.
Вне боя она умеет взламывать терминалы, чтобы открывать двери, находить записки или рецепты для крафта — с их помощью героиня крафтит оружие, доспехи и расходники. Часто требуется не только основной рецепт, но и дополнительная технология. Например, имея базовую подготовку к гранате, мы можем добавить к ней технологию поражения электрическим током (оно получится ударным) или электромагнитным импульсом, что позволяет на некоторое время вывести оборудование из строя.
Прокачиваем всех бойцов вручную.
Поэтому здесь также важны навыки крафта и взлома. В дальнейшем с добавлением новых бойцов можно будет делать импланты. А чтобы солдат было больше, нужно повышать лидерство.
Мы сами определяем специализацию новых членов команды. Но по умолчанию главный медик — это.. собака по кличке Бадди: она мучает врагов и лечит/реанимирует союзников.
Двое в космическом корабле, не считая собаки.
И тут тоже перетаскиваем ящики
Однако в The Protagonist: EX-1 мы не просто сражаемся, мы еще и решаем головоломки. Иногда недостаточно взломать другой терминал, чтобы открыть двери; вам все еще нужно добраться до этого терминала. А для этого мы используем энергетические кубы, которые Ангел перемещает издалека и расставляет по панелям, чтобы где-то что-то открыть. Есть чуть более сложные варианты, когда, например, мы ставим этот куб на специальные порталы и они переносят их в другое место, где мы их ставим на нужную панель.
Вот как это выглядит.
Есть также нестабильные кубы, которые можно использовать, чтобы нанести как можно больше урона врагам в бою или разрушить стену, за которой мы найдем больше предметов для крафта или терминал с рецептами для него.
Иногда необходимо разделить команду, чтобы, например, в одном месте Ангел взламывал терминал и открывал путь второй команде, а в другой стороне открывал дверь нашей героине. Либо в специально отведенных местах от нас отделяют собаку, которой мы управляем в другой комнате с теми же целями — встать на нажимную панель и открыть дверь другим. Вообще Бадди самый полезный персонаж после Ангела.
Иногда приходится забираться на платформы.
Количество вместо качества
Вроде все правильно. Здесь вам и космос, и пошаговые бои, и головоломки, и прокачка, и крафт, и моральный выбор с разборками между напарниками. И даже верный пес в качестве полевого врача. Но дело в том, как это реализовано. И вот, согните пальцы.
Мало диалогов и ситуаций выбора, минимум драмы и искр, да и общего эффекта мало — сценаристы как будто добавили их, чтобы выстроить обязательное шоу «У нас тоже нелинейность». Головоломки, как вы уже поняли, однообразны и постоянно повторяются. Да и интересных головоломок, когда нужно разделить отряд так, как хотелось бы, не так много.
В боях редко используется хваленая система рукопашных комбо: персонажи не уходят слишком далеко и передвигаются быстро, поэтому гораздо эффективнее раздать всем пушки. А Бадди, который лает, бросает гранаты.
Сразу после боя павшие воскрешаются без штрафа.
Да, во время стрельбы и мы, и враги часто промахиваются, но это случается и в ближнем бою, к тому же всегда есть возможность повысить точность. Да и в любом случае бои особой сложности не представляют: тактических средств мало, даже укрытий нет (про использование высот вообще молчу). Противники тоже долго повторяют, используют одну и ту же тактику, а когда становится жарко, на помощь эффектно приходит сам Бадди.
Сначала лучше защитить собаку.
Крафта много, но сама механика примитивна: все делается из одного и того же ресурса. Да и интерфейс как для создания, так и для геймплея в целом слишком уж громоздкий. Ну а в целом The Protagonist: EX-1 однообразна и скучна в плане дизайна: всю дорогу мы проводим в одном и том же наборе инопланетной станции. И было бы неплохо, если бы декорации были красивыми, но игра откровенно устарела с технической точки зрения: кажется, что ее анонсировали не в 2018, а в 2008 году.
На модели и лицевую анимацию невозможно смотреть без слез.
Главный герой: EX-1 производит впечатление игры, у которой был потенциал и хорошие идеи, но от которых авторы отказались и решили включить в релиз как есть: однообразные, с большим количеством заявленных механик, но плохо работающих и технически устаревших.
Плюсы: много потенциально интересных механик — есть головоломки, крафтинг, пошаговые бои и ситуации морального выбора.
Минусы: Все плохо и поверхностно реализовано; игра однообразна и технически устарела.