XIII (2020): Обзор

Статьи

Актуально для платформы: ПК
Прогуливаясь по книжным магазинам, порой сложно не заметить, как часто герои видеоигр украшают те или иные бестселлеры. То рогатого Шепарда запишут в фэнтези, то Альтаира зачем-то затянут в шпионский триллер… С легкой руки контрактников знаменитости кочуют из тома в том, из жанра в жанр без оглядки на авторские права. В самом деле, зачем испытывать свое воображение, когда у вас под рукой есть всемогущий Интернет и его величественный Photoshop?

К чему это лирическое отступление? Да как не вспомнить эту позорную практику, глядя на XIII, переосмысление культового шутера Ubisoft. Знакомая поза, тот же нос, электронные часы: неужели мастера PlayMagic действительно перерисовали Сэма Фишера из Splinter Cell: Conviction и попытались выдать кальку за креатив? Кто знает. Как бы то ни было, обложка, вызывающая сомнения, — это просто цветочки. Ягоды будут впереди. XIII (2020): Обзор

Оживший комикс

Каждый технологический скачок имеет большое значение для отрасли. Беспрецедентные функции, громкие (часто нереалистичные) обещания и, конечно же, переиздания популярных хитов прошлого с улучшенным внешним видом, улучшенным геймплеем и другими преимуществами нового поколения. Только вдумайтесь, мафия с комфортной ездой! Тень Колосса без тормозов! Души демонов в 4К! Классика не стареет, особенно когда ее реставрируют каждые 10-20 лет.

Однако есть парадокс: именно шедевры, проверенные временем, меньше всего нуждаются в переработке. Конечно, хорошие релизы можно сколько угодно шлифовать, делать более доступными, вот только их качество от этого мало что изменится. Если работа неплохая, но хотя бы спорная, одним словом, игры наподобие оригинальной XIII.XIII (2020): Обзор
Последнее утверждение наверняка кому-то покажется странным, немного грубоватым: если о детище Ubisoft и вспоминают сегодня, то, как правило, в положительных тонах. В чем секрет культового успеха, казалось бы, банального боевика? В захватывающей истории по мотивам одноименного комикса, скажут одни, в динамичных погонях под зажигательную музыку, скажут другие. Другие полностью спишут любовь фанатов к ностальгии и розовым очкам.

По сути, все варианты по-своему верны, но есть и более простое объяснение: великолепная стилизация под старомодный графический роман увековечила действие. Яркие цвета, которые трясутся, когда края экрана взрываются, а также красочное «Бах!» — изобретательность и неутомимость, с которой авторы то и дело подчеркивают корни шутера, могут восхищать и сегодня, что уж говорить о 2003 году.

Еще печальнее то, что во всем остальном XIII бесконечно далек от идеала: геймплей и постановка, в отличие от визуальной, плохо сохранились за последние 17 лет перестрелок? Медленно скучно, потому что общие враги не слишком умны и однотипны до зевоты. Стелс-сегменты? Раздражает и затягивает, особенно когда любое неповиновение воле сценаристов карается поражением. Боссы? Очень опасные «губки», в которые должны попасть сотни крупнокалиберных пуль. У игры был потенциал стать шедевром, но увы, за красивым лицом и звездным актерским составом с Дэвидом Духовны (David Duchovny) у руля скрывается типичный середняк начала 2000-х.XIII (2020): Обзор
Именно поэтому сам факт разработки ремейка казался неожиданной, но не самой глупой идеей. Взять неидеальную версию, исправить ее недостатки, приумножить лучшие черты, отличный план! В теории. Если доверить проект профессионалам, которые понимают, почему публика так глубоко прониклась душой оригинала. К сожалению, вместо какой-нибудь Ubisoft Montreal или Bluepoint Games проект попал в руки малоизвестной команды PlayMagic под спонсорством издательства Microids. Одним словом, его работу проще описать слоганом «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Авторский стиль и его отсутствие

Страшная трагедия сотрясает Соединенные Штаты: выстрел из снайперской винтовки оборвал жизнь президента Уильяма Шеридана во время его турне по югу США. Тем временем Секретная служба и полиция пытаются разобраться в неразберихе, убийца незаметно исчезает в толпе. Мотивы убийцы неизвестны, редкие улики с места преступления лишь порождают новые загадки; несмотря на скандальный характер инцидента, официальное расследование быстро буксует.XIII (2020): Обзор
Через некоторое время после того, что произошло на берегу возле Брайтон-Бич, незнакомец приходит в себя. Он не помнит ни своего имени, ни событий последних нескольких недель, но его навыки выдают в нем опытного солдата, а недавние огнестрельные ранения намекают на то, что жизнь незнакомца в большой опасности. Кто он и какое отношение имеет к смерти главы государства? И что означает загадочная римская цифра XIII, вытатуированная на его груди?

Ценители оригинала прекрасно знают ответы на эти и многие другие вопросы: в плане повествования ремейк повторяет первоисточник с 2003 года вплоть до мельчайших деталей. Те же повороты, уровни, ситуации.. но с первых кадров бросаются в глаза другие изменения: визуальные эффекты.XIII (2020): ОбзорРазработчики интро не успели или поленились его перерисовать: анонимный агент ФБР наблюдает за ним через проектор. На сюжет это никак не влияет.
Еще на этапе анонса, когда в сети появились дебютные скриншоты, фанаты забили тревогу, мол, новинка потеряла свое очарование, Microids ошиблись и т.д. Тогда волнение легко было приписать обычным восторженным любителям скептицизма: мало ли, картинки картинками, может, в движении все лучше. Что ж, игра выглядит чудовищно по всем фронтам.

Авторы взяли и высосали из боевика весь его стиль, добив его главную отличительную черту. Невероятно дотошное и, главное, совершенно цельное подражание комиксам 80-х (с контрастными цветами, смелыми очертаниями, простым и легко читаемым оформлением) уступило место бледному подражанию, не только посредственному, но и кое-как собранному. Мультяшные модели с порой мультяшными пропорциями в относительно реалистичных декорациях с правдоподобными спецэффектами и освещением — не нужно быть экспертом, чтобы оценить, как неуклюже выглядит XIII даже в своих лучших сценах. И если поначалу отсутствие зрения не очень бросается в глаза из-за полуденного солнца, то иллюзия держится максимум 10 минут: после побега с Брайтон-Бич,Мастера PlayMagic без тени сомнения наносят сокрушительный удар по чувству прекрасного.XIII (2020): ОбзорПиратство скринсейверов, особенно на фоне их далекого предка, в каком-то смысле даже восхищает — продавать такое безобразие за деньги нужно на полном серьезе!
Впрочем, как говорится, графика не главное. Только подумайте, ремейк лишился самой узнаваемой черты оригинала, а ролики выглядят как что-то импровизированное в Garry’s Mod.Если все остальное сделано правильно, то нет проблем. Но вот незадача: раскрасневшиеся визуальные находки Ubisoft — далеко не единственный и уж точно не самый серьезный недостаток боевика. Вы только замечаете это в первую очередь.

Тяп-ляп, и готово

В целом геймплей остался прежним: как и в 2003 году, Thirteen путешествует по линейным уровням, неистовствуя среди злодеев, разбивая стулья и терзая головы ничего не подозревающим агентам ФБР. Арсенал тот же, гаджеты старомодные, даже мебель в целом на своих привычных местах. Вроде бы все хорошо, пока главный герой не берет в руки пистолет и не начинается стрельба.XIII (2020): Обзор
Некоторым разработчикам кажется, что для создания хорошего шутера достаточно затопить места врагами и дать герою в руки больше оружия, но это только начало. Дело в подаче: чем артистичнее, чем жестче бои, тем лучше. Анимации смерти должны быть блестящими, чтобы гады дергались при каждом ранении и после смерти делали красивый пируэт. Звуковые эффекты должны быть вкусными — пусть визг машины будет музыкой для ваших ушей! Да и сами враги не помешали бы с внятным ИИ, иначе какой смысл в геноциде тупых пупсов? Неудивительно, что оригинальный FEAR остается одним из лучших экшенов всех времен: даже со скучными офисами).

А что с этим в ремейке XIII? Абсолютно ничего, кроме того, что модели оружия выглядят хорошо. Жаль, что бочки нагружены, видимо, горохом, ведь ни наемники, ни элитные солдаты на шок вообще не реагируют — сидят на месте и смиренно терпят отравление свинцом. А после смерти замирают еще на секунду-две, прежде чем свернуть в гармошку с частотой кадров 4-5fps.XIII (2020): ОбзорБой уже начался, но солдат с дробовиком еще даже не заметил этого, что довольно часто встречается в игре.
Вы можете подумать, что так было и с оригинальным бородатым мужчиной, но нет. Если не считать заметно плохой звукорежиссуры (она просто не выдерживает критики) и анимации, больше всего пострадал ИИ: PlayMagic как будто делала лоботомию врагам. Даже боссы не избежали печальной участи: когда-то опасные и безжалостные заговорщики теперь любят сидеть на месте и ждать билета в ад. Они, конечно, пытаются отстреливаться, но погоды это не делает: почему-то главный герой даже без бронежилета получает совершенно незначительные повреждения.

Баланс сложности обычно нарушается откровенно: у главного героя гораздо больше шансов погибнуть из-за кривой платформы с «котом», чем от рук его якобы могущественных преследователей. И, видимо, авторы прекрасно знали об этой проблеме, ведь в новой версии введено ограничение на количество оружия, которое можно носить: за 17 лет Тринадцатый разучился носить в карманах одновременно пистолет и револьвер время. Меня не смущает, что к игре это вообще не подходит — костыли есть костыли. Зачем в таком случае регенерация здоровья до 50 ХП из 100, история, увы, умалчивает.XIII (2020): ОбзорСреди новых механик есть и цель. На первый взгляд, нововведение логично, но оно вовсе не предназначено для локального ИИ: боты не любят стрелять издалека, и их попытки сократить дистанцию ​​заканчиваются провалом.
Однако у тупых, слепых и кривых врагов есть некоторые плюсы: когда-то надоедливые и сложные стелс-сегменты теперь пройдены. Патрульные категорически отказываются реагировать на выстрелы из «Беретты» без глушителя, плохо замечают трупы и иногда натыкаются на чье-то бездыханное тело, долго размышляют, стоит ли поднимать шум. Время от времени, конечно, у дозорных открывается третий глаз и они видят шпиона, крадущегося в тени сквозь различные стены, но такие ситуации редки и особо не раздражают из-за обилия контрольных точек. Да, по сути, это тоже «рибейт», но вряд ли он кого-то смущает.

Считается ли это существенным изменением дизайна изначально противоречивой игры? Нет, потому что некоторые очень заметные пробелы в оригинале остались нетронутыми. Например, XIII по-прежнему не позволяет сохранять уровни, даже если вы записываете прогресс в середине эпизода, после выхода из меню и загрузки его приходится запускать заново. Они не добавили в игру отдельную кнопку для броска гранаты. А вот бесполезный спринт в условиях компактных мест есть.XIII (2020): ОбзорОписания вариантов сложности («Хочу историю», «Хочу XIII») авторы позаимствовали из Deus Ex: Human Revolution.
Испорченный стайлинг, вообще деградированный геймплей и почти полное отсутствие звука, актуальные нововведения — всего перечисленного хватило бы, чтобы ремейк развалился. Но у нового XIII есть еще одна важная сторона: техническая. И стоит пройтись по отдельному катку.

И так сойдёт!

Единство печально известно уже много лет. Что поделать, слишком много фанатов берут на вооружение этот своеобразный, но вполне экономичный двигатель. В руках профессионалов с его помощью можно делать толковые игры вроде Desperados III или красивые симуляторы ходьбы вроде Firewatch, а любители, наоборот, получают досадную фигню. К сожалению, PlayMagic не смогла справиться с такими деликатными инструментами — XIII поступили на прилавки магазинов не то что сырыми, а откровенно недоработанными.XIII (2020): ОбзорБосс-вертолет любит застревать в ландшафте и обычно не летает, а парит в воздухе.
Всевозможные баги в игровой корзине. Начинается все достаточно невинно: то ли звук оружия пропадает, то ли вместо динамичной мелодии фоном для перестрелки служит вязкая среда. Но чем дальше в лес, тем безумнее становятся глюки, вплоть до респавна врагов прямо на глазах и пропадания фигур уровня прямо у нас под носом. Каждые 10 минут стрелок выбрасывает все новые и новые поводы усомниться в собственной вменяемости, и со временем чудовищные жуки становятся чуть ли не главной достопримечательностью боевика. Итак, наш список рейв-хитов:

  • Майор Джонс, разучившийся сгибать колени.
  • Агенты ФБР бегут по воздуху в конце одной из миссий.
  • Фед, который отказывается получать урон от кулаков.
  • Катсцены, которые воспроизводятся дважды подряд после загрузки контрольной точки.
  • Невидимый дождь в лагере SPADS.
  • Раздвоенный американский президент.
  • Охранник с дубинкой, летящей в метре от руки.
  • Шанс провалиться сквозь землю в начале любого уровня.

И это только то, что сразу пришло в голову. Как говорится, собери их всех!XIII (2020): Обзор
Смех смехом, конечно, но именно в таком виде стрелялку и отправили в магазины, собственно, чего стыдиться? Потом, если что, всегда можно извиниться, все списать из-за пандемии COVID-19 и пообещать патч, который волшебным образом исправит все проблемы. Что ж, я намеренно задержал этот текст в надежде увидеть чудесное обновление (хотя бы одно из них), но, согласитесь, не судьба: даже через неделю после скандального запуска воз и ныне там.***
Впрочем, даже если надоедливые жуки уйдут в прошлое, а противники перестанут падать по пояс на землю после смерти, ремейк XIII все равно будет паршивой попыткой нажиться на полюбившемся боевике людям. Это та же игра из 2003 года, только хуже во всех отношениях.

Оригинал, честно говоря, нельзя было назвать гениальным, но в нем была уникальная «фишка» — стиль, за который его знают и любят по сей день. PlayMagic и Microids могли бы превратить действие в нечто большее, используя Ubisoft в качестве отправной точки для создания чего-то действительно прекрасного. Даже не пришлось дотошно воссоздавать легендарный облик, ведь ничто не мешало нам выпустить что-то на уровне Void Bastards или даже круче — вариантов масса! Но вместо этого разработчики формально скопировали исходник один за другим, испортили все хорошее (изображение, заставки, перестрелки…) и добавили шутки по мелочам. Честно говоря, стыдно играть в такое безобразие бесплатно. И платить за это, нет уж спасибо, злейшему врагу не пожелаешь такой траты денег.

Плюсы: это все еще любопытный сюжет; голос Адама Уэста (Adam West); новые чекпоинты и хорошие модели оружия.

Минусы: испорченный стиль оригинала; устаревшая во всех отношениях графика; отвратительный ИИ противника; жалкие перестрелки; недооцененная сложность; рудиментарный и скучный стелс; сотни ошибок; исключительно локальный мультиплеер с кучей карт; по-прежнему плохая игра Дэвида Духовны; ряд проблем из первоисточника перекочевал в новую версию, а редкие нововведения нарушают баланс или кажутся лишними. XIII (2020): Обзор XIII (2020): Обзор XIII (2020): Обзор XIII (2020): Обзор

Оцените статью