Disco Elysium: Обзор

Диск Элизиума: обзор Актуально для платформы: ПК
Честно говоря, я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, разбросанная одежда и пустые бутылки, давящая депрессия, опьянение и воспоминания о прошлых влюбленностях. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется закурить и найти хоть что-то в карманах, а там пусто. Ну, возьми желтую сумку и иди собирай бутылки или окурки, как последний бомж? Осталось только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, мужчина-переросток, просыпается с диким похмельем в комнате, где повсюду разбросаны разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, он в депрессии и боится окончательно вымыть зеркало, чтобы посмотреть на себя…

Теперь понимаете, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неверный — это просто лучший Planescape: Torment со времен Planescape: Torment. Диск Элизиума: обзор

Прошлое не забывается?

Сразу становится понятно, что эстонские разработчики ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что главный дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) Заядлый поклонник настольных игр, DE выглядит как модуль Dungeons & Dragons, с бросками костей для каждого чихания и высокохудожественными текстовыми листами. Есть и прямые параллели.

В Planescape: Torment Безымянный очнулся в морге без памяти после очередной смерти. Здесь почти морг для пьяного милиционера, который поначалу даже не помнит своего имени, превратился в полуразвалившийся гостиничный номер, где он пил три дня после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В комнате он чуть не умер — игра начинается с диалога с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.

Но наш герой все-таки очнулся, как-то пришел в себя и начал расследование, попутно пытаясь все вспомнить: кто он, где он, где его пистолет и полицейский значок? Но помимо таких банальных и бытовых вещей, его тяготит еще и чувство какой-то большой утраты. Есть даже возможность связаться с коллегами в полицейском участке и расспросить их об их прошлом. Но они молчат. В какой-то момент герой сам может что-то найти, увидеть или прочитать, и когда в его голове пульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он теряет сознание и снова оказывается там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью смерть, диалог с собственной лимбической системой. И снова просыпается, ни о чем не думая, но не в гостинице,а в машине, куда его вез напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и взаимоотношения Безымянных и Дейонарры?

Поговорим обо всём

Да, весь Disco Elysium построен на диалогах, которые написаны не хуже, чем в Planescape: Torment, а также очень живым, ироничным, уместным и литературным языком. Их так много, что даже несколько первых сцен, когда герой просыпается в комнате, пытается одеться, болтает с парой персонажей и уходит, могут занять два часа реального времени. Каждый диалог здесь представляет собой первые 6-8 реплик, каждая из которых делится еще на 6-8, а те все больше и больше.Диск Элизиума: обзорЧтобы освободить активную ячейку мысли, вам нужно будет потратить драгоценное очко умений.
Можно говорить о жизни, музыке, книгах, работе, куда делся мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и особый человек, который всегда готов говорить о философии, о бытии и сознании; это также ироничная отсылка к игре сами знаете что.

И мы все время говорим о политике. Действие Disco Elysium происходит в вымышленных 1970-х и 1980-х годах, в разгар эпохи диско, в вымышленном городе Ревачоль, жители которого когда-то пытались начать коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но она была подавлена ​​Демократической коалицией. И с тех пор этот портовый город остается ареной столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наемников и бандитов.

Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова: здесь можно на полчаса увлечься диалогом о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто не запрещает герою высказывать любую точку зрения: поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, защищать или нет азиатского партнера, когда на него пытается нарваться один из ура-патриотов, и скоро.

Разнообразие копов в природе

Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников весьма художественной чушью про мистику, ад и апокалипсис, называть вас (и вести себя) суперзвездным полицейским, который использует «скорости» и не расстается со своим бумбоксом, из которого плюет местное радио станции мегамиксы в других. Или быть «бездомным копом», который называет себя мусором, вымогает деньги у всех встречных, берет взятки и ходит со специальным желтым мешком, в котором собирает бутылки. Да, это чуть ли не первая RPG в мире, где можно арендовать стеклянную тару, чтобы заработать немного денег на таблетки для здоровья и переночевать.Диск Элизиума: обзорНекоторые важные предметы нужно рассматривать отдельно в инвентаре.
А еще здесь можно общаться с банком, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы уговорить ее открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собаку, можно погладить или пнуть. Опять же, как нет? Помните общение со шкафом из Planescape: Torment?

Все его комментарии, ответы и его поведение влияют на формирование личностно-нравственного портрета героя. Игра постоянно подсчитывает очки по таким параметрам, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой полицейский, полицейский-мошенник, полицейский-суперзвезда, полицейский-апокалипсис, всегда извиняющийся полицейский или скучный. И окружающие, конечно, по-разному реагируют на полусумасшедшего фашиста, возомнившего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет совмещать несовместимое; я, например, упорно оказался ультралиберальным коммунистом, считающим себя суперзвездным полицейским. Ну кто бы сомневался…

Тихо я веду беседу сам с собой

В диалоге также постоянно задействованы внутренние демоны, подсознание, мозг, центральная нервная система и способности персонажей. Кроме того, игровая механика во многом основана на этом. Да, Disco Elysium — это тоже RPG, где главный герой общается с собственными умениями и способностями. Всего их 24, они разделены на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, фитнесом и моторикой.

Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, сопротивление, знание… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и замечать ложь других, другие за реакцию, координацию, умение владеть физическими орудиями, контролировать себя, обаяние мужчины или женщины, запугивание и давление властью, хвастовство и т д.

И в каждом диалоге определенные способности (в зависимости от ситуации) буквально говорят с нами, прямо обращаясь к герою, что-то объясняя, подсказывая («Он явно что-то скрывает, нажми на него!»), и даже споря между собой.Диск Элизиума: обзорЗдесь день превращается в ночь, а некоторые задания можно выполнить только в определенное время суток.
Один из навыков может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другой выступает в роли своеобразного демона-искусителя, который периодически призывает выпить спиртное, найти и принять наркотики, покурить, чтобы получить уникальные способности. «Кто знает, кто ты, убийца, чудовище, карлик Херомы? Но вы определенно чувствуете себя курильщиком, особенно когда видите такую ​​заманчивую пачку сигарет! Не правда ли?» С этим связаны даже отдельные квесты.

Детективная RPG

Вероятность того, что тот или иной навык заговорит и поставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же диалоги постоянно проверяют, был ли успешно использован подходящий навык. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете обращаться с инструментами, то наверняка сможете открыть свалку самостоятельно, а если нет, то протянуть руку, попросить ключ и найти другие способы.

При этом, не выходя из диалога, вы можете открыть панель умений и вложить бесплатное очко умений в нужный вам в данный момент параметр, чтобы повысить свои шансы. Мы постоянно накапливаем опыт, выполняя миссии и даже просто открывая какие-то реплики. При достижении определенного уровня выдается новое очко навыков, и вы можете использовать его сразу или сохранить на будущее. Оснащение также влияет на параметры.

Разумеется, исходный диапазон параметров мы определяем с самого начала, когда нам позволяют выбрать один из трех предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждый проход может действительно отличаться от другого. Например, риторика, драматургия, логика чаще вступали в диалоги с моим интеллектуальным полицейским, открывая несколько иные варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с неустойчивой психикой…Диск Элизиума: обзорС юмором здесь все в порядке: местные бандиты могут убить даже за нарушение правил караоке.

Идейный коп

Наконец, на ролевую игру влияют мысли/идеи нашего героя. Вам может прийти в голову, что вы феминистка, одинокий бездомный полицейский, расист, которому нужно больше узнать о расовой теории, которую вы слышали. В общем вариантов много. Выбираем нужную мысль, фиксируем в ячейке, и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Итак, я открыл возможность получать монеты за нажатие на каждую зеленую сферу с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а в наличии давно только три ячейки. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошо подумать, что закрепить и изучить.

Скандинавский нуар слушает диско

Читая все это, можно подумать, что Disco Elysium — это полусумасшедший интерактивный симулятор чтения книг, интересный только тем маньякам, которые играли в Planescape: Torment. И с тех пор воспринимают реальность несколько искаженно, считая, что в 2019 году кому-то будет интересно почитать за час и воспроизвести три с половиной диалога на разные лады.

Все так, и без знания английского в Disco Elysium делать нечего. Но должен сказать, что это еще и захватывающий нуар-детектив, сравнимый больше с северным скандинавским нуаром, чем с американским. И настолько увлекательно, что пришлось отложить просмотр скандинавского сериала Модус — здесь действительно интереснее. Все вращается вокруг трупа, свисающего с дерева чуть ли не под окнами комнаты нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», нити преступления ведут в разные стороны, затрагивая в том числе и высшие сферы, иногда даже метафизический.

Постепенно в дело вступают местные бандиты, корпорации наемников, промышленные магнаты. Со всеми общаемся, проводим допросы, допросы, обыскиваем и изучаем доказательства. Да, даже первые, казалось бы, рутинные задачи, просто извлечение тела, его опознание и проведение вскрытия, оборачиваются многочасовыми исследованиями.Диск Элизиума: обзорАртисты ZA/UM тоже постарались.

Танцор диско

При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium нет. Если вы хотите кого-то заставить или, например, метким выстрелом сбить свисающее с дерева тело, в рамках диалогов будут произведены соответствующие проверки умений. В случае неудачи мы можем потерять очко здоровья. Но баталии в данном случае не нужны, слишком увлекательно получается чтение.

События, квесты и задания складываются в снежный ком: нас теперь просят разобраться с местным наркоторговцем, найти сообщников жертвы, поговорить с (видимо) изнасилованной танцовщицей и даже узнать, что за проклятие скрывается за потайной дверью в местном книжный магазин. «Но что, если в деле все же замешан темный сексуальный мистицизм? Попробуй отговорить своего напарника от этого, — шепчет тебе на ухо одна из способностей. Или ты сам убийца? — лукаво спрашивает другой.

Герой то блюет и собирает бутылки, то шутит, поет караоке и бредит что-то о дискотеке, то общается через жизнь и философию с важными шишками, решая попутно, брать с них взятки или нет. А в это время в голове не умолкают внутренние диалоги: мол, спроси у той бабы, вдруг муж ушел или курица, все по кому-то скучают.

А ночью наш детектив путешествует по собственным кошмарам. При этом полицейских никто не любит, и даже дети называют их свиньями. От всего этого кружится голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости: если под рукой не окажется соответствующих таблеток или лекарств, герой упадет в обморок. Либо он вылетит из барабанов и вовсе бросит полицейских; в этом случае игра закончится.

Неудачные проверки навыков закрывают соответствующие строки диалога. ***
Рефлексия и сомнения: «Вы все-таки решили «изюмить» игру, в которую в России вряд ли кто-то будет играть?! Ведь отсутствие русской локализации — очень существенный недостаток. Где твой инстинкт самосохранения? Логика: «Ну, если игра так хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Да и лепить собираются два года. В это время легче выучить английский…» Истерика: «Что за самосохранение? В общем, он, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшее, понимаешь? Это лучше, чем The Outer Worlds. Кроме того, он принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Вот и все, это фиаско».

Кстати, тебе стоит пойти купить новую пачку сигарет. А еще: свяжитесь напрямую с главным редактором, если быть точным. Тест пройден: Кунгуров, зря я тогда сказал, что не было и не будет игры круче или хотя бы равной Planescape: Torment — она ​​уже есть… Все, жажду сигареты.

Достоинства: Увлекательный сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая отыгрывать роли и выполнять задания по-разному; элегантное сочетание юмора, нуара и мистики; высокое качество изображения; Бесконечно красивая музыка.

Минусы: нет официального русского перевода. Диск Элизиума: обзор Диск Элизиума: обзор Диск Элизиума: обзор Диск Элизиума: обзор

Оцените статью
Best-Free-Games.RU