Актуально для платформы: ПК
Честно говоря, я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, разбросанная одежда и пустые бутылки, давящая депрессия, опьянение и воспоминания о прошлых влюбленностях. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется закурить и найти хоть что-то в карманах, а там пусто. Ну, возьми желтую сумку и иди собирай бутылки или окурки, как последний бомж? Осталось только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, мужчина-переросток, просыпается с диким похмельем в комнате, где повсюду разбросаны разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, он в депрессии и боится окончательно вымыть зеркало, чтобы посмотреть на себя…
Теперь понимаете, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неверный — это просто лучший Planescape: Torment со времен Planescape: Torment.
Прошлое не забывается?
Сразу становится понятно, что эстонские разработчики ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что главный дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) Заядлый поклонник настольных игр, DE выглядит как модуль Dungeons & Dragons, с бросками костей для каждого чихания и высокохудожественными текстовыми листами. Есть и прямые параллели.
В Planescape: Torment Безымянный очнулся в морге без памяти после очередной смерти. Здесь почти морг для пьяного милиционера, который поначалу даже не помнит своего имени, превратился в полуразвалившийся гостиничный номер, где он пил три дня после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В комнате он чуть не умер — игра начинается с диалога с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.
Но наш герой все-таки очнулся, как-то пришел в себя и начал расследование, попутно пытаясь все вспомнить: кто он, где он, где его пистолет и полицейский значок? Но помимо таких банальных и бытовых вещей, его тяготит еще и чувство какой-то большой утраты. Есть даже возможность связаться с коллегами в полицейском участке и расспросить их об их прошлом. Но они молчат. В какой-то момент герой сам может что-то найти, увидеть или прочитать, и когда в его голове пульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он теряет сознание и снова оказывается там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью смерть, диалог с собственной лимбической системой. И снова просыпается, ни о чем не думая, но не в гостинице,а в машине, куда его вез напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и взаимоотношения Безымянных и Дейонарры?
Поговорим обо всём
Да, весь Disco Elysium построен на диалогах, которые написаны не хуже, чем в Planescape: Torment, а также очень живым, ироничным, уместным и литературным языком. Их так много, что даже несколько первых сцен, когда герой просыпается в комнате, пытается одеться, болтает с парой персонажей и уходит, могут занять два часа реального времени. Каждый диалог здесь представляет собой первые 6-8 реплик, каждая из которых делится еще на 6-8, а те все больше и больше.Чтобы освободить активную ячейку мысли, вам нужно будет потратить драгоценное очко умений.
Можно говорить о жизни, музыке, книгах, работе, куда делся мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и особый человек, который всегда готов говорить о философии, о бытии и сознании; это также ироничная отсылка к игре сами знаете что.
И мы все время говорим о политике. Действие Disco Elysium происходит в вымышленных 1970-х и 1980-х годах, в разгар эпохи диско, в вымышленном городе Ревачоль, жители которого когда-то пытались начать коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но она была подавлена Демократической коалицией. И с тех пор этот портовый город остается ареной столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наемников и бандитов.
Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова: здесь можно на полчаса увлечься диалогом о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто не запрещает герою высказывать любую точку зрения: поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, защищать или нет азиатского партнера, когда на него пытается нарваться один из ура-патриотов, и скоро.
Разнообразие копов в природе
Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников весьма художественной чушью про мистику, ад и апокалипсис, называть вас (и вести себя) суперзвездным полицейским, который использует «скорости» и не расстается со своим бумбоксом, из которого плюет местное радио станции мегамиксы в других. Или быть «бездомным копом», который называет себя мусором, вымогает деньги у всех встречных, берет взятки и ходит со специальным желтым мешком, в котором собирает бутылки. Да, это чуть ли не первая RPG в мире, где можно арендовать стеклянную тару, чтобы заработать немного денег на таблетки для здоровья и переночевать.Некоторые важные предметы нужно рассматривать отдельно в инвентаре.
А еще здесь можно общаться с банком, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы уговорить ее открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собаку, можно погладить или пнуть. Опять же, как нет? Помните общение со шкафом из Planescape: Torment?
Все его комментарии, ответы и его поведение влияют на формирование личностно-нравственного портрета героя. Игра постоянно подсчитывает очки по таким параметрам, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой полицейский, полицейский-мошенник, полицейский-суперзвезда, полицейский-апокалипсис, всегда извиняющийся полицейский или скучный. И окружающие, конечно, по-разному реагируют на полусумасшедшего фашиста, возомнившего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет совмещать несовместимое; я, например, упорно оказался ультралиберальным коммунистом, считающим себя суперзвездным полицейским. Ну кто бы сомневался…
Тихо я веду беседу сам с собой
В диалоге также постоянно задействованы внутренние демоны, подсознание, мозг, центральная нервная система и способности персонажей. Кроме того, игровая механика во многом основана на этом. Да, Disco Elysium — это тоже RPG, где главный герой общается с собственными умениями и способностями. Всего их 24, они разделены на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, фитнесом и моторикой.
Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, сопротивление, знание… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и замечать ложь других, другие за реакцию, координацию, умение владеть физическими орудиями, контролировать себя, обаяние мужчины или женщины, запугивание и давление властью, хвастовство и т д.
И в каждом диалоге определенные способности (в зависимости от ситуации) буквально говорят с нами, прямо обращаясь к герою, что-то объясняя, подсказывая («Он явно что-то скрывает, нажми на него!»), и даже споря между собой.Здесь день превращается в ночь, а некоторые задания можно выполнить только в определенное время суток.
Один из навыков может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другой выступает в роли своеобразного демона-искусителя, который периодически призывает выпить спиртное, найти и принять наркотики, покурить, чтобы получить уникальные способности. «Кто знает, кто ты, убийца, чудовище, карлик Херомы? Но вы определенно чувствуете себя курильщиком, особенно когда видите такую заманчивую пачку сигарет! Не правда ли?» С этим связаны даже отдельные квесты.
Детективная RPG
Вероятность того, что тот или иной навык заговорит и поставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же диалоги постоянно проверяют, был ли успешно использован подходящий навык. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете обращаться с инструментами, то наверняка сможете открыть свалку самостоятельно, а если нет, то протянуть руку, попросить ключ и найти другие способы.
При этом, не выходя из диалога, вы можете открыть панель умений и вложить бесплатное очко умений в нужный вам в данный момент параметр, чтобы повысить свои шансы. Мы постоянно накапливаем опыт, выполняя миссии и даже просто открывая какие-то реплики. При достижении определенного уровня выдается новое очко навыков, и вы можете использовать его сразу или сохранить на будущее. Оснащение также влияет на параметры.
Разумеется, исходный диапазон параметров мы определяем с самого начала, когда нам позволяют выбрать один из трех предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждый проход может действительно отличаться от другого. Например, риторика, драматургия, логика чаще вступали в диалоги с моим интеллектуальным полицейским, открывая несколько иные варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с неустойчивой психикой…С юмором здесь все в порядке: местные бандиты могут убить даже за нарушение правил караоке.
Идейный коп
Наконец, на ролевую игру влияют мысли/идеи нашего героя. Вам может прийти в голову, что вы феминистка, одинокий бездомный полицейский, расист, которому нужно больше узнать о расовой теории, которую вы слышали. В общем вариантов много. Выбираем нужную мысль, фиксируем в ячейке, и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Итак, я открыл возможность получать монеты за нажатие на каждую зеленую сферу с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а в наличии давно только три ячейки. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошо подумать, что закрепить и изучить.
Скандинавский нуар слушает диско
Читая все это, можно подумать, что Disco Elysium — это полусумасшедший интерактивный симулятор чтения книг, интересный только тем маньякам, которые играли в Planescape: Torment. И с тех пор воспринимают реальность несколько искаженно, считая, что в 2019 году кому-то будет интересно почитать за час и воспроизвести три с половиной диалога на разные лады.
Все так, и без знания английского в Disco Elysium делать нечего. Но должен сказать, что это еще и захватывающий нуар-детектив, сравнимый больше с северным скандинавским нуаром, чем с американским. И настолько увлекательно, что пришлось отложить просмотр скандинавского сериала Модус — здесь действительно интереснее. Все вращается вокруг трупа, свисающего с дерева чуть ли не под окнами комнаты нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», нити преступления ведут в разные стороны, затрагивая в том числе и высшие сферы, иногда даже метафизический.
Постепенно в дело вступают местные бандиты, корпорации наемников, промышленные магнаты. Со всеми общаемся, проводим допросы, допросы, обыскиваем и изучаем доказательства. Да, даже первые, казалось бы, рутинные задачи, просто извлечение тела, его опознание и проведение вскрытия, оборачиваются многочасовыми исследованиями.Артисты ZA/UM тоже постарались.
Танцор диско
При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium нет. Если вы хотите кого-то заставить или, например, метким выстрелом сбить свисающее с дерева тело, в рамках диалогов будут произведены соответствующие проверки умений. В случае неудачи мы можем потерять очко здоровья. Но баталии в данном случае не нужны, слишком увлекательно получается чтение.
События, квесты и задания складываются в снежный ком: нас теперь просят разобраться с местным наркоторговцем, найти сообщников жертвы, поговорить с (видимо) изнасилованной танцовщицей и даже узнать, что за проклятие скрывается за потайной дверью в местном книжный магазин. «Но что, если в деле все же замешан темный сексуальный мистицизм? Попробуй отговорить своего напарника от этого, — шепчет тебе на ухо одна из способностей. Или ты сам убийца? — лукаво спрашивает другой.
Герой то блюет и собирает бутылки, то шутит, поет караоке и бредит что-то о дискотеке, то общается через жизнь и философию с важными шишками, решая попутно, брать с них взятки или нет. А в это время в голове не умолкают внутренние диалоги: мол, спроси у той бабы, вдруг муж ушел или курица, все по кому-то скучают.
А ночью наш детектив путешествует по собственным кошмарам. При этом полицейских никто не любит, и даже дети называют их свиньями. От всего этого кружится голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости: если под рукой не окажется соответствующих таблеток или лекарств, герой упадет в обморок. Либо он вылетит из барабанов и вовсе бросит полицейских; в этом случае игра закончится.
Неудачные проверки навыков закрывают соответствующие строки диалога. ***
Рефлексия и сомнения: «Вы все-таки решили «изюмить» игру, в которую в России вряд ли кто-то будет играть?! Ведь отсутствие русской локализации — очень существенный недостаток. Где твой инстинкт самосохранения? Логика: «Ну, если игра так хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Да и лепить собираются два года. В это время легче выучить английский…» Истерика: «Что за самосохранение? В общем, он, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшее, понимаешь? Это лучше, чем The Outer Worlds. Кроме того, он принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Вот и все, это фиаско».
Кстати, тебе стоит пойти купить новую пачку сигарет. А еще: свяжитесь напрямую с главным редактором, если быть точным. Тест пройден: Кунгуров, зря я тогда сказал, что не было и не будет игры круче или хотя бы равной Planescape: Torment — она уже есть… Все, жажду сигареты.
Достоинства: Увлекательный сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая отыгрывать роли и выполнять задания по-разному; элегантное сочетание юмора, нуара и мистики; высокое качество изображения; Бесконечно красивая музыка.
Минусы: нет официального русского перевода.